Dogon tribe, Mali
Dogon Kanaga

Tribe: Dogon, Mali

ex. Mr.Fraysse collected before 1940

ex. Galerie Flak, Paris

exposed: Winter B Sablon 2011 Pavillon Art & Design, Jardin des Tuileries, Paris 2012

Early 20th century

Dimensions: 92 cm

 

Маски Канага народа догонов используются членами тайного мужского общества Ава в поминальной церемонии Дама, которая проводится в честь умерших после окончания траура, чтобы помочь их душам найти путь в мир духов предков.

В 1935 году французский антрополог Марсель Гриоль был свидетелем ритуала Дама, в котором двадцать девять из общей сложности семидесяти четырех масок были типа Канага. Эти маски характеризуются деревянной надстройкой в виде двойного креста с короткими вертикальными элементами на концах каждой горизонтальной перекладины. В танце они непрерывно крутятся, как вихрь, время от времени касаясь верхней частью креста земли: "..когда Бог Амма разбил яйцо мира и вышел из него, возник вихрь, который крутился. Этот вихрь, который крутится, есть Амма"

Изучая сложную космогоническую систему религиозных убеждений догонов, к слову, знающих о таких особенностях строения нашей вселенной и событиях, произошедших в ней десятки тысячелетий тому назад, о которых астрономы узнали только во второй половине ХХ века, Марсель Гриоль изначально делает вывод, что маска Канага представляет собой птицу с белыми крыльями и черным лбом. Но позже пришло понимание, что такое буквальное толкование годится лишь для находящихся на самом низшем из многих уровней посвящения. Потом это еще был образ скользящей по воде водомерки бараказама, скользящей по воде и спасающей спускающийся с радуги ковчег с водяными богами-близнецами Номмо, и образ падшего шакала, Бледного Лиса, нарушившего космическое равновесие и умирающего от жажды лапами кверху, взывающего о пощаде к создателю. Но самый глубокий уровень понимания образа маски Канага относится к Богу Амма, это есть схематичное изображение жеста бога, поднявшего одну руку и опустившего другую, тем самым показывая, что небо и земля созданы. Это был заключительный жест Создателя, демонстрирующий вселенную. Разрыв между этими интерпретациями иллюстрирует пробелы в нашем понимании искусства и религии догонов. Причина, почему аутентичные маски Канага так редки в том, что они быстро приходят в негодность в следствии износа и поломок, что делает их не такими долговечными, как другие маски.

Архивные фотографии

Back  
 
 
 
 
 
 
 
 
Oleg Artemenko
tribalart.ru@gmail.com
tribalart.ru © 2009 - 2016