На сайте представлены две небольшие коллекции африканских ритуальных масок и статуй из разных стран Африки. В России, где почти нет тематических музеев, выставок и частных коллекций, этот сайт является первым и единственным ресурсом, посвященным аутентичной африканской ритуальной скульптуре, которая по непостижимым причинам абсолютно непопулярна в нашей стране.

Критериями отбора при формировании коллекций были эстетическая ценность и аутентичность предметов. Ритуальный предмет является аутентичным, если он создан туземным скульптором для использования в своей социальной среде в культовых целях. Ближайшим аналогом в европейской традиции является икона. Ни в коем случае аутентичным не является предмет, сделанный на продажу приезжим иностранцам или представителям колониальной администрации. Даже предмет, произведенный в культовых целях, но с прицелом на последующую продажу, хоть и не являясь подделкой, в нашем понимании выпадает из разряда аутентичных.

Среди артдилеров и коллекционеров сложилась своя классификация по степени ценности произведений ритуального искусства - на первом месте стоит художественное качество, мастерство и талант скульптора. На втором месте стоит возраст, на третьем - ритуальный контекст - вещь должна быть "сакрально заряжена".
  Амедео Модильяни. Обнаженная, 1917
Это три основных критерия ценности. Четвертым идет так называемый "провенанс" или история приобретения и владения предметом - когда и кем он приобретен, в каких коллекциях он ранее находился. Это тоже важный аспект, и принадлежность в прошлом к известным коллекциям существенно повышает стоимость.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, фрагмент, 1907
Традиционные верования и ритуалы, в контексте которых создавалась ритуальная скульптура и сформировалось африканское искусство, к настоящему времени либо исчезли, либо трансформировались под воздействием колониальных властей, миссионеров, исламизации и под влиянием европейской культуры. Одновременно исчезло и духовное пространство, в котором традиционное искусство существовало. Используя грубую схему, можно сказать, что африканское искусство было открыто европейцами в конце 19 века, оценено в первой половине 20 века, и, начиная примерно с 60-х годов 20 века, перестало существовать. После получения африканскими странами независимости в некоторых местах произошел всплеск интереса к старым традициям, возрождение ритуалов, и некоторые предметы этого периода можно отнести к разряду аутентичных. Но будучи вторичными, они не отличаются той искренностью, степенью абстракции и глубиной символизма, которые присущи старым предметам, поэтому на этом сайте вы их не увидите.

Как избежать ошибок и отличить хорошее от плохого, первичное от вторичного и аутентичное от поддельного, откуда получать информацию? Необходимо накапливать визуальный опыт, «сын ошибок трудных», общаться со специалистами и читать книги. Но тут мы сталкиваемся с проблемой. Существует огромное разнообразие книг по африканскому искусству с прекрасными иллюстрациями и массой информации про маски, статуи, магические фетиши, про ритуалы, для которых они предназначались.
Пабло Пикассо. Фермерша, 1908
Но, читая их, невозможно отделаться от мысли, что авторы, на самом деле, знают совсем мало и заполняют лакуны домыслами, фантазиями и высокоумными абстракциями, призванными завуалировать отсутствие знания, а иногда и просто выдуманными историями.
В редких случаях мы имеем дело с описаниями тех, кто действительно прожил какое-то время «в поле» и имеет информацию из первых рук. Но и это происходило в поздний период 60-80-х, и изложение всегда выглядит как набор неподтвержденных тезисов. Можно проделать простой эксперимент – попробуйте понять из книг, что символизирует крест, изображаемый на лбу у масок Чокве. Покопавшись в текстах, ответ вы в конце концов найдете, но будет ли он звучать для вас убедительно?

Почему так получилось? Вероятно потому, что европейцы в ранние периоды колонизации Африки не интересовались туземными верованиями и ритуалами, считали их проявлением дикости. Сами эти верования и ритуалы, будучи основанными на тайных сообществах, были весьма непрочными и склонными, с одной стороны, к синкретизму, с другой, к скрытности.

Первоначально научного этнографического интереса было немного, зато возник художественный интерес на волне увлечения «примитивным искусством» великими художниками первой половины 20-го века, Пикассо, Модильяни, Джакометти и многими другими. Они «раскрутили» африканское искусство, создали моду и коммерческий спрос.
  Амедео Модильяни. 1912
Произведения туземных скульпторов массово приобретались на этой волне без оглядки на этнографическую составляющую. Одновременно туземная культура и традиции быстро трансформировалась, знания утрачивались, и поэтому, зная откуда и кем были привезены предметы африканского искусства, какому племени они принадлежали, мы совсем мало знаем об их ритуальном предназначении и символике.
  Фернан Леже. Сотворение мира, 1927

Поиск знания обернулся в итоге разочарованием. Пришлось смириться с тем, что многое, что нам сегодня известно, основаны не на надежных источниках, а представляет собой реконструкцию, созданную даже не учеными-этнографами, а скорее коллекционерами и артдилерами под влиянием коммерческого интереса. Мы даже не знаем, насколько сохранившиеся сегодня ритуалы похожи на те, в которых использовались те предметы, которые мы можем видеть в музеях и частных коллекциях. Ритуалы, изображённые на немногочисленных фотографиях, сделанных In Situ (в поле), тоже вызывают сомнения в их аутентичности. Настоящие ритуалы как правило проводились ночью, когда невозможно фотографировать. И, разумеется, у чужаков не было возможности наблюдать за ритуалами тайных сообществ. Некоторые тайные сообщества и ритуалы колониальными властями были запрещены. Гораздо проще построить для путешественника «потемкинскую деревню» - одеть маскарадные костюмы, сплясать и сфотографироваться за плату. Кроме
того, мы не знаем, может ли европеец, воспитанный в иной культурной среде, вообще понять те чувства, которые испытывает африканец при взгляде на маску или во время ритуала. Похожи ли их чувства на те, которые вызывают эти предметы у нас. Быть может, это иной эмоциональный язык, в котором нет переводчиков, и который постепенно утрачивается самими африканцами.

Тем не менее, собирая знания по крупицам, отбрасывая очевидные противоречия и домыслы, сравнивая предметы друг с другом, мы можем с той или иной точностью описать их аутентичность, возраст и назначение. Установить возраст и аутентичность можно посредством изучения патины, остатков жертвоприношений, потертостей и пятен от соприкосновения с телом, изношенности отверстий на масках, соответствия следов использования контексту, в котором предмет использовался, соответствия стиля возрасту и многих других аспектов.

Характерный возраст деревянных предметов африканского искусства в музеях и частных коллекциях находится в диапазоне от 50 до 150 лет. Наиболее старые те из них, которые были вывезены из Африки европейцами в конце 19 — начале 20 века, во времена колонизации внутренних районов Африки. В самой же Африке предметы долго не живут из-за климата, условий хранения и, в общем-то, отсутствия такой надобности - они сгнивают и поедаются термитами. Поэтому в аутентичные предметы в Африке уже давно не найти, и источником являются европейские частные коллекции. А в Африке в огромном количестве производят подделки.

 
 
 
Oleg Artemenko
tribalart.ru@gmail.com
tribalart.ru © 2009 - 2016